Почему страховым компаниям выгодно «тоталить» автомобили по договорам Каско?

Машина сильно пострадала в аварии, но владельцу кажется, что ее еще вполне можно отремонтировать. В страховой компании настаивают на “тотале”. Расскажем, почему страховщикам выгодно «затоталивать» ваш автомобиль.

«Тоталь» — это полная гибель автомобиля или, что наиболее верно, экономическая нецелесообразность восстановления транспортного средства. В большинстве случаев битая машина признается негодной, если стоимость ремонта превысит 65-80% стоимости транспортного средства. Как ни парадоксально звучит, в такой ситуации страховщику выгоднее выплатить стоимость автомобиля, чем ремонтировать.

Риск тотальной гибели предусмотрен по всем договорам КАСКО.  При этом конструктивная гибель автомобиля может наступить не только в результате ДТП, но и из-за пожара, противоправных действий других лиц, стихийного бедствия и т.п.

“Тоталь” или нет — вот в чем вопрос

Страховые компании определяют тотальную гибель автомобиля на основании заключения собственного эксперта и зачастую подгоняют факты под заданный результат — “тоталь”.

При этом каждая страховая компания определяет свой минимальный порог (в процентном соотношении) и прописывает его в правилах страхования (в договоре). Часто страховщики берут за основу процентное соотношение суммы страхования (как правило, стоимость машины) и суммы, требуемой для восстановления.

Например, в одной страховой компании при страховой сумме в 1000 т. р. машина будет признана не подлежащей восстановлению, если на ремонт, по оценкам экспертов, потребуется более 650 т. р. (65% от стоимости). А в другой страховой при аналогичной стоимости машину “затоталят” при стоимости ремонта в 750 т.р. (75% от стоимости). Единых цифр нет, все зависит от правил конкретной страховой компании.

Два варианта возмещения ущерба, после того, как признается полная гибель автомобиля

1. Страхователь оставляет автомобиль себе и получает выплату в размере страховой суммы минус стоимость ГОТС (годных остатков транспортного средства), минус износ за истекший период страхования (в среднем  износ считается по 15-20% за первые два года эксплуатации автомобиля, по 10 за последующие).

2. Автовладелец получает всю обозначенную в договоре страховую сумму за вычетом амортизационного износа и передает битое транспортное средство в собственность страховой компании.

Подводные камни варианта №1. Машина остается у владельца

В этом случае страховщик должен произвести выплату за минусом годных остатков, износа и недоплаченной страховой премии. Чаще всего камнем преткновения становятся именно годные остатки автомобиля.

Много лет стоимость ГОТС считали буквально «на глазок», поскольку не существовало никаких законодательных норм их расчета. На сегодняшний день страховщики часто руководствуются Положением Банка России от 19.09.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».

Кроме того, есть Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 января 2011 г. N 20 «Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств». Например, износ не считается для тормозных дисков, тормозных колодок, педалей и многих других запчастей.

Но и это не панацея от некорректной оценки ущерба. Например, автомобиль можно оценить целиком. Эксперты просто изучают стоимость продаваемых ТС с аналогичными повреждениями и делают на основании этого свои выводы. А это бесконечное поле для творчества страховщика и смехотворная выплата клиенту на выходе.

Опять же, считать стоимость годных к продаже или использованию остатков будет «родной» оценщик. А он посчитает их по максимуму и денежная часть выплаты страхователю при этом окажется заниженной.

Важно! Если компания не забирает автомобиль, важно проследить за качеством осмотра и списком деталей, признанных годными. Если не будут учтены мелкие повреждения, деталь будет считаться годной и, соответственно, сумма выплаты уменьшится. Часто именно мелкие комплектующие осматриваются поверхностно, а в результате может набежать существенная разница.

Математика

Например, в полисе значится страховая сумма в 1 млн. р. При лимите признания «тотал» гибели авто в 75% размер ущерба в размере 750 000 руб. и более автоматически отправляет машину в утиль. Из рыночной стоимости вычитается износ и стоимость годных запчастей, остальная сумма выплачивается.
Если авария произошла на 11-й месяц действия договора КАСКО и нас автомобилю больше 2-х лет, то износ составит 11% (110 000 руб.). Предположим, стоимость годных остатков составила 46% от стоимости авто – это еще 460 000 руб.

Итого на руки клиент получит: (1 000 000 – 11%) – 46% = (1 000 000 – 110 000) — 460 000 = 430 000 руб.

То есть вместо ожидаемой выплаты в 1 000 000 руб. клиент получит на треть меньше и мифическую надежду продать запчасти с битой машины. Очевидно, что при продаже деталей «с рук», на авторынке или через онлайн сервисы их стоимость будет существенно ниже. Кроме того, застрахованному автолюбителю придется потратить немало времени, чтобы найти покупателя. Не говоря уж о том, что запчасти могут просто не продаться и зависнуть мертвым грузом на балконе или в гараже.

В результате человек остается без автомобиля и с деньгами, которых едва хватит на первоначальный взнос за какой-нибудь недорогой автомобиль. Конечно, выплату страхователь получит, но его полис КАСКО не выполнит своего главного предназначения – не защитит интересы автовладельца.

Подводные камни вариант №2. Машина остается страховой компании

Другой способ решения проблемы — оставить машину страховой компании с подписанием так называемого абандона.

Абандон – это право страхователя заявить об отказе от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика и получить полное страховое возмещение.

Право отказаться от машины в пользу страховщика предоставляет страхователю п. 5 ст. 10 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ». Данную норму суды признают императивной, то есть отступать от нее или изменять ее по соглашению сторон недопустимо. Казалось бы, очень удобная для автомобилистов норма, но очень часто попадают страхователи грязнут в судебных тяжбах и чаще всего все равно не получают той выплаты, на которую претендуют.

Первое, что постарается сделать страховая компания – вычесть из выплаты износ, который часто составляет приличную сумму. Каждый страховщик применяет свои нормы износа автомобиля по КАСКО и в среднем это 1-1,7% за каждый месяц действия договора страхования для автомобилей первого года эксплуатации. Это усредненные цифры. Какой размер износа будет в вашем случае, вы можете уточнить в своих правилах страхования.

Однако ни в Гражданском кодексе, ни в Законе «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 нет ни слова об учете износа автомобиля по КАСКО. Кроме того, в Законе № 4015-1 сказано, что вы можете получить всю страховую сумму целиком, если откажетесь от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика. Это ваше право, а страховая компания не может отказать.

Иногда бывает с точностью наоборот: сотрудник страховой компании настойчиво предлагает передать битую машину страховщику. Страховой компании как финансовой организации это невыгодно. Зато вокруг сотрудников страховых компаний как мухи вьются перекупщики, ремонтники и прочие заинтересованные. Так что если представитель страховой настаивает на варианте №2 — кому-то интересна ваша машина и сотрудник компании-страховщика хочет получить свою долю.

В результате снова: «и без денег, и без машины». К тому же пока машина зарегистрирована на вас, транспортный налог платите вы! А рассчитывать на получение выплаты в полном размере (как обещает п. 5 ст. 10), можно лишь по тем редким делам, которым «посчастливилось» дойти до надзорной инстанции.

Почему страховщику выгодна выплата с учетом износа? Посчитаем.

Математика

Если страховая сумма 500 тыс., а ущерб причинен через 10 мес., то износ, даже при 1%, составит 50 тыс. Это ваш убыток и доход страховщика. А если страховая сумма 1 млн. и износ 1,5%, то это уже 150 тыс. руб. за 10 месяцев.

Неплохой доход для страховой компании?

Почему страховая компания в любом случае в плюсе

В большинстве случаев «тоталь» крайне выгоден страховым компаниям. То, что страховщики и их сотрудники зарабатывают на списании авто известно, пожалуй, всем, кто как-то связан с убытками по автострахованию.

На чем зарабатывают страховщики?

Один из вариантов – убедить клиента, что машина в «тотале» и восстановлению не подлежит, забрать ее в виде годных остатков, а потом реанимировать и перепродать новому собственнику.

Множество судебных разбирательств вызвано именно тем, что страховщик вычитает по максимуму износ, занижает стоимость остатков — руками своего оценщика доводит до «тоталя» машину, которую можно отремонтировать. И даже если автомобиль не подлежит восстановлению, страховщик может произвести выплату, продать годные остатки и остаться в плюсе. Поскольку страховщики активно сотрудничают со всеми экспертами, то договориться о результатах заключения несложно.

Если автомобиль остается у клиента, страховщики тоже найдут, на чем сыграть. Тут самая популярная схема – «поиграть» со стоимостью годных остатков. В большинстве случаев оставшиеся запчасти считаются в пользу страховой компании. В случае, если дело доходит до суда, судебная экспертиза указывает уже совсем другие цифры.

Вывод. Если страховая «тоталит» автомобиль по КАСКО, а собственник категорически с этим не согласен, решить вопрос в пользу страхователя помогут только независимая экспертиза и суд. В любом случае с тотальным ущербом страхователь оказывается перед сложным выбором: «направо пойдешь – коня потеряешь, прямо — голову сложишь». Но и из этой непростой ситуации можно выйти победителем. Суды все чаще встают на сторону автовладельцев, признавая отсутствие тотала. И это еще не все — страховые компании наказывают штрафами, которые могут доходить до 100% стоимости битой машины.